Собственно репост отсюда http://habrahabr.ru/blogs/psycho/87445/.
Сначала немного теории:
- мозг представляет собой систему нервных клеток (нейронов). Нервные клетки связаны между собой синапсами. Синапсы отличаются большой пластичностью, то есть синаптические связи могут образовываться, усиливаться или ослабевать и разрушаться. Обучение связано с образованием долговременных синаптических связей между нейронами.
- Мозг отличается специализированностью. То есть за разные действия отвечают разные зоны. Когда мы говорим, активизируется одна зона (речевая), когда представляем образы — другая, когда учимся танцевать — третья и т.д.
- В тех зонах, которые мы не используем, синаптические связи ослабевают. В результате мы забываем то, что когда-то знали и умели. Хуже того, если мы ежедневно делаем одно и то же, решая однообразные задачи, целые отделы мозга у нас оказываются не задействованы и их функциональность ослабевает. В молодости это приводит к тому, что чересчур узкому специалисту задачи из других областей вдруг оказываются слишком сложными. Например, трудно разгадать простую загадку или срисовать кошку с картинки. А в старости это приводит к деменции (старческому слабоумию), потому что восстановить утраченные синаптические связи — научиться новому — уже почти невозможно.
- Больше общайтесь. Социальные контакты задействуют множество разных зон: ведь нужно помнить, как зовут человека, представлять, как он выглядит, чем он занимается, чем интересуется, о чём вы говорили в прошлый раз. Причём не важно, общаетесь вы лично или по Интернету. К слову, старики, поддерживающие много социальных контактов, крайне редко страдают деменцией.
- Если вы всё делаете правой рукой, начните что-то делать левой. Это активизирует противоположное полушарие мозга.
- Кроссворды, судоку и прочие интеллектуальные штуки заставляют напрягать мозг, копаться в памяти и восстанавливать почти утраченные синаптические связи.
- Хорошо, если ваше хобби радикально отличается от работы. Да, «на работе программирую под Windows, а дома — под Linux» — это не радикальное отличие. Это прямой путь к утрате функционалаьности большой части вашего мозга, и даже ослаблению способностей в области специализации. По-настоящему сложные задачи требуют нетривиального подхода, воображения, визуализации, использования методов из других областей, эвристики и т.п.
- Пробуйте новое, учитесь новому. Я на своём опыте убедилась, что обучение новым навыкам может давать неожиданные бонусы в совсем других областях. Научившись слепой печати, я из «девушки-дырявые-руки» вдруг стала «девушкой-подхватываю-всё-не-глядя». Теперь если что-то падает где-то на периферии моего поля зрения, и я могу дотянуться, в 9 из 10 случаев я это поймаю.
- Не обязательно, чтобы всё это было сложно, пусть лучше будет интересно и занимательно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий