воскресенье, 14 марта 2010 г.

Сохраняем мозг со всеми синапсами

Собственно репост отсюда http://habrahabr.ru/blogs/psycho/87445/.

Вчера мне довелось пообщаться с Monir Mazaheri — научным сотрудником отделения нейробиологии в Karolinska Institutet, Швеция. Она рассказала о последних открытиях в исследованиях деградации мозга и болезни Альцгеймера. Оказалось, есть очень простые способы развить свой интеллект, если вы молоды, и сберечь его, если вам ближе к 60. Суть в том, что не обязательно много заниматься чисто интеллектуальной работой, важнее задействовать все зоны мозга.
Сначала немного теории:
  • мозг представляет собой систему нервных клеток (нейронов). Нервные клетки связаны между собой синапсами. Синапсы отличаются большой пластичностью, то есть синаптические связи могут образовываться, усиливаться или ослабевать и разрушаться. Обучение связано с образованием долговременных синаптических связей между нейронами.
  • Мозг отличается специализированностью. То есть за разные действия отвечают разные зоны. Когда мы говорим, активизируется одна зона (речевая), когда представляем образы — другая, когда учимся танцевать — третья и т.д.
  • В тех зонах, которые мы не используем, синаптические связи ослабевают. В результате мы забываем то, что когда-то знали и умели. Хуже того, если мы ежедневно делаем одно и то же, решая однообразные задачи, целые отделы мозга у нас оказываются не задействованы и их функциональность ослабевает. В молодости это приводит к тому, что чересчур узкому специалисту задачи из других областей вдруг оказываются слишком сложными. Например, трудно разгадать простую загадку или срисовать кошку с картинки. А в старости это приводит к деменции (старческому слабоумию), потому что восстановить утраченные синаптические связи — научиться новому — уже почти невозможно.
Хорошие новости: поддерживать интеллект на высоте совсем не трудно. Нужно всего лишь задействовать как можно больше разных зон мозга, чтобы связи в них не ослабевали. Что конкретно делать:
  1. Больше общайтесь. Социальные контакты задействуют множество разных зон: ведь нужно помнить, как зовут человека, представлять, как он выглядит, чем он занимается, чем интересуется, о чём вы говорили в прошлый раз. Причём не важно, общаетесь вы лично или по Интернету. К слову, старики, поддерживающие много социальных контактов, крайне редко страдают деменцией.
  2. Если вы всё делаете правой рукой, начните что-то делать левой. Это активизирует противоположное полушарие мозга.
  3. Кроссворды, судоку и прочие интеллектуальные штуки заставляют напрягать мозг, копаться в памяти и восстанавливать почти утраченные синаптические связи.
  4. Хорошо, если ваше хобби радикально отличается от работы. Да, «на работе программирую под Windows, а дома — под Linux» — это не радикальное отличие. Это прямой путь к утрате функционалаьности большой части вашего мозга, и даже ослаблению способностей в области специализации. По-настоящему сложные задачи требуют нетривиального подхода, воображения, визуализации, использования методов из других областей, эвристики и т.п.
  5. Пробуйте новое, учитесь новому. Я на своём опыте убедилась, что обучение новым навыкам может давать неожиданные бонусы в совсем других областях. Научившись слепой печати, я из «девушки-дырявые-руки» вдруг стала «девушкой-подхватываю-всё-не-глядя». Теперь если что-то падает где-то на периферии моего поля зрения, и я могу дотянуться, в 9 из 10 случаев я это поймаю.
  6. Не обязательно, чтобы всё это было сложно, пусть лучше будет интересно и занимательно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий